Тайна исповеди как она работает по закону

Как проходит исповедь в православном храме

Таинство Исповеди — это таинство, через которое Господь отпускает нам наши грехи.

Когда можно исповедоваться в храме?

Обычно исповедь начинается утром перед Божественной литургией и вечером во время и после вечернего богослужения. Точное время следует уточнять в конкретном храме. В особых случаях можно договориться со священником об индивидуальном времени исповеди, например, когда человек тяжело болен или пришел исповедоваться впервые в жизни.

Как проходит таинство Исповеди?

Перед началом исповеди священник читает особое молитвенное последование перед исповедью, во время которой исповедники называют свои имена. Подходя к аналою (высокому наклонному столику, на котором лежат Крест и Евангелие), человек еще раз называет свое имя и кается в совершенных грехах, то есть рассказывает о них вслух священнику. Остальные исповедники ждут в очереди поодаль, чтобы ничего не услышать.
Когда исповедь закончена, кающийся склоняет голову, священник накрывает его епитрахилью (элемент облачения) и читает разрешительную молитву. Затем кающийся целует Крест и Евангелие, берет благословение у священника.

О чем говорить на исповеди?

На исповеди нужно каяться в том, о чем говорит совесть. В том, что не дает вам покоя. Нужно четко называть конкретные грехи, при этом не вдаваясь слишком в подробности.

Можно ли использовать книжки со списком грехов?

Если вам по началу сложно сориентироваться, можно ознакомиться с брошюрами о правильной подготовке к исповеди, где приводятся списки грехов. Но не стоит пользоваться этими списками как анкетными опросниками: вот этим грешен, а этим — нет. Иначе исповедь станет сухой, формальной и не принесет плода. Такие книги могут быть костылями, а не прямым руководством к действию. Больше об исповеди — в подборке материалов «Фомы».

Зачем на исповеди священник?

Священник на исповеди выступает свидетелем покаяния (о чем он напоминает в молитве), посредством которого Господь отпускает грехи. Благодать отпускать грехи даровал Иисус Христос апостолам, а те, в свою очередь, епископам и священникам: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:23). Важно помнить, что мы исповедуемся Живому Богу, незримо присутствующему во время таинства.

Тайна исповеди как вид профессиональной тайны Текст научной статьи по специальности «Право»

Изложено содержание тайны исповеди как одного из видов профессиональной тайны . На основе действующего законодательства раскрывается понятие профессиональной тайны . Установлено правовое регулирование института тайны священнослужителя. Используя внутрицерковные акты, показано какие сведения отнесены, к охраняемым тайной исповеди . Определяется круг субъектов, являющихся носителями тайны исповедовавшегося. Показано, в каких случаях церковные акты разрешают священнослужителю нарушить тайну исповеди .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кондрашова И. С.

Текст научной работы на тему «Тайна исповеди как вид профессиональной тайны»

The key words: material responsibility of employer, rights of employees, personal defense, compensation for moral damage, civil responsibility, official and commercial secret, damage, loss.

1 .Барабаш А. О некоторых свойствах трудового правоотношения // Государство и право. 2003. № 12.

2.Бару M. И. Охрана трудовой чести по советскому нраву. М., 1966.

3.Бачило И. Персональные данные в сфере бизнеса // Закон. 2002. № 12.

4.Дегтярев С. Л. Возмещение убытков в гражданском и арбитражном процессе. М, 2001.

З.Зайцева О.Б. Персональные данные работника и их передача работодателю в связи с трудовыми правоотношениями // Трудовое право. 2003. №7. 6.Кузьмин А.Э. Правовая защита коммерческой тайны // Правоведение. 1999. № 5.

I.Ожегов С.И. и Шведова II. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998.

8.Ситншова ET. Привлечение работника к материальной ответственности // Трудовые споры. 2004. № 11.

9.Станкин М.И. О некоторых вопросах компенсации морального вреда, причиненного работнику // Трудовое право. 2003. № 4.

10. Шаклеина C.B. Персональные данные работника как объект трудоправовой охраны: некоторые особенности // Научные труды филиала МГЮА в городе Кирове. Вып. 9 / Под ред. проф. С.М. Кочои. Киров, 2004.

II. Эрделевский A.M. Компенсация морального вреда в трудовых правоотношениях // Трудовое право. 2003. № 1.

12. Эрделевский A.M. Моральный вред и компенсация за страдания. М., 1998.

И.В. Закалюжная — канд. юрид. наук, доц., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru

ТАЙНА ИСПОВЕДИ КАК ПРОФЕСИОНАЛЬНЫЙ ВИД ТАЙНЫ

Изложено содержание тайны исповеди как одного из видов профессиональной тайны. На основе действующего законодательства раскрывается понятие профессиональной тайны. Установлено правовое регулирование института тайны священнослужителя. Используя внутрицерковные акты, показано какие сведения отнесены, к охраняемым тайной исповеди. Определяется круг субъектов, являющихся носителями тайны исповедовавшегося. Показано, в каких случаях церковные акты разрешают священнослужителю нарушить тайну исповеди.

Ключевые слова: исповедь, профессиональная тайна, тайна исповеди, лишение сана, открытие исповеди.

Исповедыо в христианстве и некоторых других религиях и культах принято называть покаяние в грехах перед священником как представителем Бога. Подобная процедура предполагает особо доверительный характер отношений между исповедующимся и священнослужителем. Поэтому, не случайно тайна исповеди является охраняемой законом профессиональной тайной.

Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» профессиональной тайной признается информация, полученная гражданами (физическими лицами) при

Вестник Брянского госуниверситета. М2 (2008)

исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности [1].

В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях »[2 ], тайна исповеди охраняется законом. Гарантии освобождения священнослужителя от оглашения сведений, ставших ему известных из исповеди, содержится в процессуальном законодательстве. Пункт 11 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ так и гласит: «Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ о дачи показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны из исповеди». Гражданско-процессуальный кодекс РФ освобождает от обязанности давать свидетельские показания священнослужителей только тех религиозных организаций, которые признаны государством и прошли государственную регистрацию.

С точки зрения права положения относительно тайны исповеди понятны и ясны. Интерес для нашего исследования представляют «законы» церкви. Как церковь подходит к сведениям, составляющим названную тайну? Имеет ли священник, исходя из положений церкви, право открыть тайну исповеди и в каких случаях?

Согласно п. 9-10 Прибавления о правилах причта церковного и чина монашеского к Уставу Духовной Коллегии, «после исповеди запрещается священнику, под опасением строжайшего наказания, открывать грехи детей свих духовных ни прямо, ни ка-кими-либо намеками, в ссоре или при других обстоятельствах. например в суде» [4].

Исповедь должна оставаться в строгой тайне, хотя бы открытие того или иного греха, сказанного на исповеди, иногда могло бы даже полезно в каком-либо отношении. К примеру, священник не может:

— сообщать светской власти сведения об умерших от побоев и отравы, о которых он узнал на исповеди;

— открывать преступника, сознавшегося в преступлении, хотя бы этим мог раскрыть дело или спасти невиновного, несправедливо обвиняемого в преступлении;

— требовать гражданским путем похищенной у него вещи, хотя бы на исповеди узнал, кто украл у него эту вещь и у кого она находиться;

— открыть родителям о проступках их детей, хотя бы знал, что откры тие это могло бы принести пользу для тех или других и т.п. Если священник расскажет родным исповедавшегося то, что этот последний передал ему на исповеди, то подлежит лишению сана [4; п.9].

Кроме того, священник, узнавший на исповеди подделывателя монеты, не должен доносить об этом светскому начальству, свое же недоумение по поводу услышанного на исповеди об этом и о другом чем-либо, он только может представить своему Архипастерю и у него просить разрешения, не открывая при этом лица исповедника [6, с. 1123].

Такие положения не являются не желанием церкви сотрудничать со светской властью. Как объясняют Церковные Ведомости «возбуждение формального преследования за разными правонарушениями есть дело законной судебной власти, которая располагает достаточными средствами к расследованию юридических преступлений, и духовник не должен на лиц, исповедующихся у него, делать под страхом лишения сана, доносить, т.к. исповедь кающихся не суд, а нравственная врачебница» [5, с. 420-421 ].

Во всех подобных случаях, когда открытие сказанного могло быть полезно в ка-ком-либо отношении, духовник ничего более не может сделать, как силою своего убеждения и мерами духовных наказаний расположить виновных в каких-либо преступлениях к тому, чтобы они сами сознались в своих преступлениях не только на исповеди, но и перед судом человеческим [6, с. 1124].

Даже казалось бы в столь важной для церкви ситуации, при посвящении в сан, когда необходимо выявить непорочность, достойность посвящаемого, священнослужитель связан тайной исповеди. Согласно положениям церкви, перед посвящением в сан

так называемый «поставляемый» должен исповедоваться (во всех грехах, совершенных им в течение всей предшествующей жизни) перед особым духовником. Последний же после исповеди должен доносить: не нашлось ли за «поставляемым» грехов, делающих его недостойным ноставления, не называя однако самого греха.

Между тем, церковные правила позволяют священнослужителю услышанное на исповеди использовать в строго определенных случаях. В частности, священник может воспользоваться слышанным на исповеди для того, чтобы составлять свои проповеди «сообразно потребностям и нуждам паствы (но и здесь требуется самая крайняя осторожность, чтобы не повредить или не подать соблазна немощным)» [6, с. 1123].

Иными словами, если священник использует (или случайно может использовать) в публичном общении информацию, ставшую ему известной из исповеди, то он вынужден тщательно выверять свое поведение, поскольку даже ничтожный намек при определенном стечении обстоятельств может повлечь за собой полное разглашение вверенной ему тайны.

Такого рода пример приводит из книги немецкого криминалиста Г. Шнейкерта приводит 1С).С. Пилипенко: «Один молодой и очень любимый аббат был окружен в салоне дамами, которые мучили его вопросом о том, каково было содержание первой принесенной ему исповеди. После долгого сопротивления аббат решил, что религия не запрещает говорить о грехах, в которых принесено покаяние, но лишь не следует при этом называть имени исповедовавшегося, поэтому он рассказал, что первым сообщением ему на исповеди грехов была супружеская измена. Несколько минут спустя в залу входят запоздалые гости: маркиз X. и его молодая жена. Оба они обратились к аббату с упреком по поводу того, что он редко навещает их, причем маркиза громко воскликнула: «Это некрасиво, что вы так невнимательно относитесь ко мне, вашей первой духовной дочери!» [7, с. 35].

Следует также отметить, что тайна исповеди связывает и тех, которые каким бы ни было образом узнали о грехах другого, сказанных на исповеди. Это может быть:

— епископ, на разрешение которого священник предлагал известных грех своего духовного сына;

— переводчик, который был посредником между духовником и кающимся;

— бывшие при исповеди больного, которого без помощи посторонних нельзя было исповедовать;

— те, кто услышал исповедь или заметил из взора, движения и обращения духовника или самого кающегося.

Открытие услышанного на исповеди, как указано в Книге для священно-церковно-служителей, может быть прямое и непрямое. Откры тие прямое может быть в таких случаях, когда духовник на исповеди предлагает исповедующемуся вопросы о таких грехах его, о которых узнал из исповеди другого. Открытие непрямое будет, когда духовник во время исповеди кающихся употребляет такие движения и знаки, по которым другие могут догадаться о том, что было на исповеди, — когда духовник с исповедующимся громко говорит, так что другие могут слышать, и т.н.

По Духовному Регламенту, священник за открытие слышанных на исповеди грехов, кроме вышеуказанных случаев, подвергается лишению сана [3].

Между тем, п. 11 Прибавления о правилах причта церковного и чина монашеского к Уставу Духовной Коллегии позволяет священнослужителю нарушить тайну исповеди в двух случаях:

1). Если кто, при исповеди, объявит духовному отцу своему об умысле на честь и здравие Государя, или о намерении произвести бунт и измену, и объявляя о том, что не покажет искреннего раскаяния и твердой решимости оставить свое намерение или молчанием духовника еще более утвердиться в своем преступном намерении; то духовный отец должен доносить об этом немедленно, так как токовая исповедь не есть правильная, ибо исповедующийся не во всех беззакониях своих кается. Однако, надле-

Вестник Брянского госуниверситета. №2 С2008)

жит духовнику, в том объявлении, не открывать именно показанное на исповеди, но только сказать, что такой то, показав его имя и звание, имеет злой умысел против Государя или государства и не раскаянное к тому намерение; вследствие сего извещения, подозреваемый немедленно должен быть взят под стражу. По взятии же его и начатия уголовного следствия, духовник обязан, без всякой утайки, во всех подробностях объявить всё услышанное им о том злом намерении [4].

2). Если бы кто умышленно произвел какой-либо соблазн в народ, могущий иметь вредные последствия для Церкви и общества, например, разгласил какое-либо должное и небывалое чудо и, признавшись в том на исповеди, не изъявил бы согласия или намерения публичным признанием в произведенном им обмане положить предел соблазну и вредным последствиям, происходящим или могущем произойти от него для Церкви и отечества; то духовник также должен открыть об этом епархиальному начальству [6, С.1122].

В соответствии с Духовным Регламентом и в том, и другом случае открытие слышанного на исповеди не является нарушением тайны исповеди. Согласно Регламенту, «объявление о беззаконном намерении, которого исповедующий оставить не хочет и во грехах себя не вменяет, не может быть признано за исповедь, а должно пониматься как коварное ухищрение к прельщению своей совести; равным образом нельзя признать исповедь правильной, когда исповедующийся не всех беззакониях своих кается» [8, с. 315-316].

Думается, что вышеизложенные положения Прибавления о правилах причта церковного и чина монашеского к Уставу Духовной Коллегии, дающие право священнослужителю нарушить тайну исповеди, связаны прежде всего с тем, что в период написания и издания Прибавления государство не носило светский характер. Всякое покушение на светскую власть рассматривалось как покушение на верховенство власти церковной.

Таким образом, получается, что тайна исповеди является охраняемой с точки зрения закона и положение, что священнослужитель не может быт ь привлечен к ответственности за отказ о дачи показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны из исповеди является незыблемым. Вместе с тем, нормы церкви, регулирующие статус священнослужителя, содержат исключения из правила о неразглашении тайны исповеди.

In this artick a matter of a matter of a secret of confession as one of the kinds of professional secret is given. On the basis of current legislation a matter of professional secret is shown. Law regulation of the institute of religious secret is established. Using internal church acts, it is shown what information (data) are related to the secured secret of confession. A circle of subjects is established that are bearers of a secret of confession. It is shown in what cases curch acts allow priests to break a secret of confession . The key words: confession, professional secret, lossof order, discovery of heard information.

1. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.

2. Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

3. Духовный Регламент (Устав Духовной Коллегии) 25.01.1721 г. // Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно русской церкви до эпохи Петра Великого. Выпуск 2 / Сосг. В.Н. Бенешевич. Петроград: Тип. АО тип. дела, 1915. с. 94-155.

4. Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского к Уставу Духовной Коллегии 1722 г. // Сборник памятников но истории церковного права, преимущест-

Тайна исповеди: теоретико-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье анализируется понятие тайны исповеди , рассматриваются история развития данного института, ответственность священнослужителя за разглашение доверенной информации.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бурмейстер Ирина Александровна

Особенности свидетельского иммунитета священнослужителей различных религий и культов в уголовном праве России

The Secrets of the Confession: Theoretical Aspect

In given article the concept of secret of a confession is analyzed, considered the history of development of the given institute and also responsibility of the cleric for disclosure of the entrusted information.

Текст научной работы на тему «Тайна исповеди: теоретико-правовой аспект»

Вопросы теории и истории государства и права

ТАЙНА ИСПОВЕДИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

© Бурмейстер И. А., 2010

В статье анализируется понятие тайны исповеди, рассматриваются история развития данного института, ответственность священнослужителя за разглашение доверенной информации.

Ключевые слова: тайна исповеди; священнослужитель; христианство; вероисповедание.

В сферу правового регулирования входят не все общественные отношения. Тайна исповеди, хотя и закреплена легально в нормативных правовых актах Российской Федерации, тем не менее, в полном объеме не входит в сферу регулирования позитивного права. Исследуемые отношения регулируются, в большей степени, нормами канонического права.

В научной юридической литературе, как правило, говорится о тайне исповеди без конкретизации религии. Считаем необходимым отметить, что в данной статье речь идет о тайне исповеди в христианстве.

Существуют различные дефиниции понятия «исповедь», сутью которых является «покаяние в грехах перед священником как представителем Бога» [1]. Среди форм исповеди необходимо выделить публичную (всенародную, открытую) и тайную исповедь. «До конца V века в христианской церкви допускалась как всенародная исповедь в храме, так и исповедь перед пресвитером, но с начала VI века единственной принятой формой исповеди, сопряженной с молчанием о том, что при ней раскрыто, становится тайная исповедь» [2].

Публичная исповедь обладала карательной и превентивной функцией. Священнослужитель назначал грешнику наказание, указывая другим на недопустимость подобного поведения. Причин для отказа от публичной исповеди могло быть много. К примеру, «женщин, покаявшихся в прелюбодеянии, побивали камнями» [3], так что кающиеся предпочитали умалчивать о своих грехах. Кроме того, стоит отметить, что исповедовались не только простые люди, но

и лица, занимающие определенные государственные должности. Таким образом, достоянием общественности могли стать и государственные тайны.

М. В. Корогодина полагает, что существовало три способа исповедания. При первом, наиболее распространенном способе, человек самостоятельно рассказывал о своих грехах; второй способ основан на принципе «вопрос-ответ»; третьим являлось чтение поновлений — «текстов, произносившихся от лица грешника и представлявших собой списки всевозможных грехов» [4]. Поновления читались вслух самим исповедующимся, если он был грамотен, либо зачитывались духовником, а кающийся после каждого греха произносил слова с просьбой о прощении.

Как правило, за каждым человеком был закреплен духовник. В случае, если священнослужитель покидал земной мир, либо, если человек переезжал на иное место жительства, грешник должен был покаяться во всех своих грехах с самого рождения новому священнослужителю. Относительно периодичности исповедания следует отметить, что одним из предписаний католической церкви «является требование исповедовать тяжкие грехи, по крайней мере, раз в год» [5], но рекомендуется регулярная исповедь. В Уставе мужского монастыря указано, что все монахи обязаны исповедоваться «в четыре годовых поста: Рождественский, Великий, Петровский и Успенский, в день своего Ангела, в день рождения, в день рождения Ангела от крещения, в праздники, а также когда монашествующий чувствует в этом потребность» [6].

Согласно церковным православным канонам, священнослужитель — «лицо, имеющее благодать совершать таинства (архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (дьяконы)» [7]. Таким образом, именно на указанный субъектный состав распространяется обязанность хранить тайны исповедующихся.

Установление тех либо иных правил осуществления исповеди было связано с изменением отношений в указанной сфере. Так, Э. Розенов приводит множество случаев злоупотребления священнослужителями той властью, которой они были наделены. К примеру, в Брессии священнослужитель требовал от исповедующихся женщин десятину от супружеской жизни; францисканский монах вербовал девушек в «союз покаяния», в котором раздевал и наказывал представительниц слабого пола розгами, и др. [8]. Вероятно, в связи с данными фактами в XVI в. было установлено требование об исповедовании женщин «духовнику преклонных лет, причем им не рекомендовалось оставаться в храме наедине. Чтобы присутствие других людей не мешало тайне исповеди, им нужно было выйти на середину храма, открыть настежь двери, или встать на паперти» [9].

«В Российской империи тайна исповеди всячески оберегалась, а самой исповеди придавалось государственное значение» [10]. Исключение из данного правила было сделано Петром I, указавшим духовенству сообщать обо всех злодействах против государевой службы или церкви, полученных во время исповеди.

Пункт 7 ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. регламентирует, что тайна исповеди охраняется законом; священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди. В целях реализации данной нормы права соответствующие императивные правила были включены в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации. При правовом анализе содержания соответствующих статей вышеуказанных кодексов можно выявить определенные различия.

Пункт 3 ч. 3 ст. 69 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

устанавливает, что не подлежат допросу в качестве свидетелей об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди, священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию. Учитывая, что для государственной регистрации религиозной организации необходимо наличие такого условия, как существование религиозной группы на определенной территории не менее 15 лет, физические лица, исповедующиеся перед священнослужителем религиозной группы, не обладающей статусом юридического лица, на протяжении 14 лет не имеют права на сохранение тайны исповеди.

В то же время п. 4 ч. 3 ст. 56 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации регламентирует, что священнослужитель не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными на исповеди. Следовательно, вне зависимости от срока существования и наличия статуса юридического лица, прихожане любой религиозной организации могут быть уверены в сохранении доверенной ими священнослужителю информации.

Необходимо обратить внимание на данное различие в уголовном и гражданском процессе. В рассматриваемом случае отсутствует принцип равенства и целесообразности. Тайна исповеди должна охраняться законом при любых обстоятельствах. Учитывая, что, согласно канонической норме, наличие либо отсутствие у религиозной организации статуса юридического лица не является существенным условием для отправления религиозных обрядов, имеет место противоречие между нормами позитивного права и религиозными нормами. Исходя из вышеуказанных принципов, полагаем правомерным внести соответствующие изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, исключив из п. 3 ч. 3 ст. 69 слова «прошедших государственную регистрацию».

Любое право должно корреспондироваться с соответствующей обязанностью и ответственностью, иначе реализация данной нормы становится невозможной. В целях сохранения тайны исповеди законодательно установлен запрет на включение священнослужителей в список присяжных заседателей (п. «ж» ст. 7 Федерального закона № 113-Ф3 от 20.08.2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»);

запрет на обращение к священнослужителям за конфиденциальным содействием для органов внешней разведки РФ (ст. 19 Федерального закона № 5-ФЗ от 14.02.1996 г. «О внешней разведке»), органов федеральной службы безопасности (ст. 19 Федерального закона № 40-ФЗ от 30.04.1995 г. «О Федеральной службе безопасности»), органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ст. 17 Федерального закона № 144-ФЗ от 12.08.1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Вместе с тем Н. А. Колоколов отмечает, что запрет допроса священнослужителя в качестве свидетеля не исключает возможности использования в процессе доказывания записей священников [11]. Представляется, что такой подход противоречит существу самого института исповеди. Полагаем правомерным признание такого доказательства неприемлемым, в соответствии со ст. 75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Правом на тайну исповеди обладает каждый христианин. Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность реализации данного права, вне зависимости от различных жизненных ситуаций, в которых может оказаться человек. Так, правом на допуск священнослужителя обладают, в том числе, и больные при обращении за медицинской помощью и при ее получении (ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. Верховным Советом Российской Федерации № 5487-1 от 22.07.1993 г., ст. 37 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» № 3185-1 от 02.07.1992 г., ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» № 77-ФЗ от 18.06.2001 г.), граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания (ст. 12 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122-ФЗ от 02.08.1995 г.), подозреваемые, обвиняемые, осужденные и иные.

Законодательство Российской Федерации предусматривает различие в правах граждан, получающих медицинскую помощь, и правах лиц, преступивших закон. Если к пациенту, находящемуся на стационарном лечении, может быть допущен свя-

щеннослужитель религиозной организации, не имеющей статус юридического лица, то к подозреваемым, обвиняемым, осужденным может быть допущен священнослужитель только зарегистрированных в установленном порядке религиозных объединений (п. 103 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 189 от 14.10.2005 г., ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем даже в ст. 14 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации можно выявить различия в статусе осужденных: к примеру, для допуска священнослужителя к осужденному к лишению свободы религиозное объединение, представителем которого является священник, должно обладать статусом юридического лица, а для допуска священнослужителя к осужденному к смертной казни перед исполнением приговора либо к тяжело больному осужденному статусом юридического лица религиозное объединение может и не обладать. Представляется, что указанные различия закреплены в законодательстве Российской Федерации с целью обеспечения государственной безопасности.

Рассматривая вопрос об ответственности священнослужителей, необходимо отметить, что запрет раскрытия чужой тайны для священнослужителей установлен только нормами канонического права. Следовательно, логично сделать вывод о том, что привлечение к ответственности священнослужителя за распространение ставших ему известных сведений должно осуществляться соответственно только по каноническим нормам. Учитывая, что в XI в. произошел раскол христианской церкви, для священнослужителей православной церкви и католической церкви установлена различная ответственность.

Так, VI Лютеранский собор установил за нарушение «печати молчания», т. е. тайны исповеди, «пожизненное заключение в монастырях строжайшего ордена» [12] (предписание католической церкви), а 120-е правило номоканона при Большом требнике запрещает священнослужение на три года и назначает класть ежедневно по 100 поклонов (предписание православной церкви) [13].

Возможно ли привлечение священнослужителей к ответственности, согласно действующему законодательству Российской Фе-

дерации? Однозначный ответ на данный вопрос отсутствует, так как норма права, напрямую регламентирующая ответственность священнослужителей, не закреплена. Можно проанализировать несколько статей, наиболее подходящих к рассматриваемым отношениям.

Статья 13.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает ответственность для лиц, разгласивших информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, и получивших доступ к такой информации в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей. Учитывая, что федеральным законодательством Российской Федерации сведения, переданные священнику, не отнесены к информации ограниченного доступа, полагаем, что по отношению к священнослужителю данная норма права является неприменимой.

Статья 137 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, т. е. за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную либо семейную тайну, без его согласия. На исповеди человек кается в совершенных грехах. К грехам относятся, в том числе, прелюбодеяние, гомосексуальные отношения, проституция, пьянство и др. [14]. Таким образом, человек, покаявшийся в совершении прелюбодеяния, раскрывает перед священнослужителем свою личную тайну. В случае разглашения данной тайны считаем правомерным привлечение священнослужителя к уголовной ответственности, вне зависимости от преследуемых им мотивов, учитывая, что лица, совершившие преступления, подлежат уголовной ответственности вне зависимости от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 4 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Обязанность грешников исповедоваться, равно как и обязанность священнослужителя хранить молчание, закреплена только в канонических нормах. Законодательно регламентируется только охрана тайны исповеди, которая, при анализе действующих норм права, выражается в запрете для государственных органов вмешиваться в отправление указанного религиозного таинства (обряда), требовать разглашения тайны, а также в определенных ограничениях дея-

тельности священнослужителей в целях сохранения информации. Таким образом, государство, не вмешиваясь в сам процесс исповеди, создает надлежащие условия для неприкосновенности данного института.

Однако в случае разглашения сведений о частной жизни прихожан священнослужитель нарушает не только нормы религиозного права, но и нормы позитивного права, т. е. незаконно распространяет сведения о личной либо семейной тайне без согласия лица. И, как следствие, подлежит уголовной ответственности, в соответствии со ст. 137 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Полагаем, что на сегодняшний день отсутствует целесообразная необходимость в дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации отдельной нормой, устанавливающей определенную ответственность за разглашение тайны исповеди.

Причины разглашения тайны исповеди могут быть разнообразны: предотвращение готовящегося преступления, корыстные цели, халатность и др. Ю. С. Пилипенко рассказывает о том, как одного аббата, окруженного великолепными дамами, постоянно выказывавшими желание узнать содержание его первой исповеди, однажды уговорили раскрыть тайну без указания имен. Аббат поведал, что содержанием его первой исповеди была супружеская измена. По истечении некоторого времени в зал вошла супружеская пара. Вошедшая дама обратилась с упреком к священнослужителю по поводу редкого посещения их дома, сказав, что она все-таки является его первой духовной дочерью [15]. Таким образом, тайна исповеди была раскрыта.

В Нью-Йорке после 12 лет, проведенных в тюрьме, в 2001 г. был выпущен на волю человек, осужденный за совершение убийства. Данное освобождение произошло благодаря показаниям священника, который спустя много лет раскрыл правоохранительным органам содержание исповеди истинного убийцы [16].

В связи с возросшим в настоящее время со стороны граждан Российской Федерации интересом к христианству, представители государственных органов предпринимают меры, в рамках действующего законодательства Российской Федерации, к сотрудничеству со священнослужителями. Так, в соответствии с совместным письмом Федеральной службы судебных приставов и Министерства юстиции Российской Федерации

№ 12/13-9461-АП от 25.06.2009 г. «О привлечении территориальными органами ФССП России представителей религиозных конфессий к работе с должниками», в 2009 г., благодаря проповедям священнослужителей, в Ленинградской области должниками были добровольно оплачены алименты в размере более 150 тыс. руб.

Учитывая, что сведения, составляющие тайну исповеди, являются мощным оружием, благодаря которому можно воздействовать на деяния людей, в Российской Федерации «тайна носит абсолютный характер, так как она не знает исключений и не может быть раскрыта никому» [17]. Ш

1. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева. М., 2004. С. 608.

2. Смолькова И. В. Тайна: понятие, виды, правовая защита: юридический терминологический словарь-комментарий. М., 1998. С. 59.

3. Корогодина М. В. Исповедь в России в ХІУ-ХІХ веках: Исследование и тексты. СПб., 2006. С. 28.

5. Катехизис для взрослых: Союз Бога с человеком. Гатчина, 2007. С. 284.

6. Устав мужского монастыря // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

7. Рыжакова А. П. Свидетель в российском уголовном процессе: понятие, права, обязанности и ответственность. Комментарий к статье 56 УПК РФ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

8. Розенов Э. Против попов: Очерки религиозной борьбы ХУІ-ХУІІ веков. М., 1924. С. 71-80.

9. Корогодина М. В. Указ. соч. С. 25-26.

10. Кутафин О. Е. Неприкосновенность в конституционном праве РФ. М., 2004. С. 173.

11. Колоколов А. Н. Оперативный судебный контроль в уголовном процессе // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

12. Смолькова И. В. Тайна: понятие, виды, правовая защита: юридический терминологический словарь-комментарий. С. 59.

13. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.xpam-px.ru/faq/2010/01/12/kanony-o-taine-ispovedi.html (дата обращения: 17 января 2010 г.).

14. Корогодина М. В. Указ. соч. С. 131-266.

15. Пилипенко Ю. С. Особенности профессиональных тайн // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

16. Разглашение тайны исповеди спасло невиновного [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.news-ru.com/religy/25jul2001/confession.html (дата обращения: 17 января 2010 г.).

17. Романовский Г. Б. Право на неприкосновенность частной жизни. М., 2001. С. 281.

The Secrets of the Confession:

© Burmeyster I., 2010

In given article the concept of secret of a confession is analyzed, considered the history of development of the given institute and also responsibility of the cleric for disclosure of the entrusted information.

Key words: the secrets of the confession; priest; Christianity; religion.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий