Какие критерии применяются для оценки заявок от поставщиков на участие в конкурсе

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ: стоимостные и нестоимостные

В открытом конкурсе госзаказчики выбирают подрядчиков не только по самой низкой цене, но и по его квалификации и опыту. Побеждает тот участник, который заявил лучшие условия выполнения договора. В статье расскажем, по каким критериям оценивают участников конкурса в 2021 году.

Виды критериев оценки заявок по 44-ФЗ

Параметры, по которым оценивают заявки, делят на два вида:

  • стоимостные:
    • цена;
    • расходы на амортизацию, ремонт;
    • стоимость жизненного цикла объекта;
    • расходы госзаказчика по энергосервисному контракту.
    • качественные, функциональные и экологические параметры предмета конкурса;
    • квалификация участников — наличие у них техники, опыта работы, деловой репутации, сотрудников.

    Госкомпания сама выбирает минимум два критерия, по которым даст оценку заявкам, и пишет об этом в документах тендера. Обязательный параметр — цена госконтракта.

    Каждому показателю назначают свою значимость, которую устанавливает заказчик с учетом предельных значений из постановления № 1085. Распределение значимости зависит от объекта торгов. Например, вес стоимостных и нестоимостных параметров соответственно распределяется так:

    • 30/70 — в конкурсах на создание и обслуживание информационных систем,
    • 70/30 — если объект закупки — поставка товаров,
    • 60/40 — работы по строительству и капремонту.

    Общая сумма значимости — 100 %.

    Заявки поставщиков оценивают по каждому критерию. Побеждает тот, который набрал больше баллов. Если заявки наберут одинаковое количество баллов, то выиграет та, которая поступила раньше.

    Стоимостные критерии оценки

    Как рассчитывают?

    В постановлении № 1085 отражены формулы, по которым заказчики оценивают подрядчиков. Баллы считают по формуле:

    минимальное предложение цены / цена, предложенная участником ྾ 100

    Итоговая оценка зависит от предложений других поставщиков. Если вы предложите самую низкую цену, то за этот критерий вам начислят максимальные 100 баллов.

    Например, на конкурс поступило две заявки:

    Заявка 1 с ценой 100 000 рублей,
    Заявка 2 с ценой 120 000 рублей.

    Заявка 1 = 100 000 / 100 000 ྾ 100 = 100.
    Заявка 2 = 100 000 / 120 000 ྾ 100 = 83,33.

    Количество баллов умножают на коэффициент значимости стоимостного критерия, который госкомпания указала в документах конкурса. Если установлен коэффициент 70 %, то итоговый рейтинг заявок по «цене контракта» будет такой:

    Заявка 1: 100 ྾ 0,7 = 70.
    Заявка 2: 83,33 ྾ 0,7 = 58,33.

    Нестоимостные критерии оценки

    Заказчик формулирует в документации условия, по которым будет оценивать заявки по нестоимостным критериям. Он может выбрать один или несколько и назначить каждому свою значимость. Общий вес показателей внутри нестоимостных критериев — 100 %.

    Например, госзаказчик разделил квалификацию участников на три показателя и назначил им вес в процентах:

    • опыт — число контрактов по аналогичному предмету торгов и со схожей ценой — 40 %,
    • наличие материальных ресурсов — количество оборудования или транспорта с конкретными характеристиками — 30 %,
    • деловая репутация — наличие грамот, дипломов, благодарностей от других заказчиков и контрагентов — 30 %.

    Здесь наибольший вес имеет опыт.

    Все показатели имеют числовое выражение. Например, заказчик может установить такие условия оценки по показателю «наличие материальных ресурсов»:

    • техническое средства в собственности или аренде отсутствует — ставят ноль,
    • три и больше единицы технического средства в собственности или аренде — ставят 100.

    Либо он может начислить больше баллов тому поставщику, кто владеет большим количеством техники. Тогда считают по формуле из постановления № 1085, о которой мы расскажем ниже.

    Поставщики подтверждают документами свое соответствие — прикладывают сканы писем, благодарностей, трудовых договоров, паспортов на технические средства и другие.

    Заказчик поставит ноль по показателю, если вы не приложите требуемый документ или если копия будет плохого качества.

    В строительных закупках заявки можно оценивать только по одному нестоимостному параметру — квалификация участников закупки, и только по показателю опыта работ. Нельзя оценивать по наличию финансовых, материальных и трудовых ресурсов, деловой репутации и по качественным характеристикам.

    Как рассчитывают?

    1. Если для заказчика лучшее условие — это наименьшее значение показателя, то баллы за этот показатель начислят по формуле:

    минимальное предложение / предложение участника ྾ 100

    Например, в конкурсе на оказание услуг ОСАГО госзаказчик по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики» установил показатель: срок выплаты по страховому случаю. Чем меньше дней, за которые страховая компания выплатит страховую премию, тем выгоднее предложение для заказчика.

    Пример. Компания 1 написала, что выплатит страховую премию в течение 10 дней, а компания 2 — за 30 дней.

    Заявка 1 = 10 / 10 ྾ 100 = 100 бал.
    Заявка 2 = 10 / 30 ྾ 100 = 33,33 бал.

    1. Если лучшим условием является наибольшее значение показателя, то оценку рассчитываются по формуле:

    предложение участника / максимальное предложение ྾ 100

    Например, по критерию «деловая репутация» заказчик поставит больше значение тому подрядчику, который предоставит больше благодарственных писем и дипломов за свою работу.

    Иногда устанавливают предельное значение показателя. Например, заказчику достаточно 10 благодарственных писем. Поставщики, которые предоставят 10, 15 и 20 писем получат одинаковую максимальную оценку по этому показателю.

    1. Госзаказчик может установить шкалу оценки. Он прописывает подробно, сколько баллов начислит за определенное число показателей. Тогда формулы уже не применяются.

    Например, в документах конкурса установили такую шкалу, которая отражает опыт регулярных перевозок у поставщика:

    • до 1 года — 5 бал;
    • свыше 1 года и до 3 лет — 8 бал;
    • свыше 3 и до 5 лет — 15 бал;
    • свыше 5 и до 7 лет — 20 бал;
    • свыше 7 лет — 25 бал.

    Участников с опытом перевозок 7 и 10 лет оценят одинаково по этому показателю.

    Пример оценки конкурсных заявок по 44-ФЗ

    Рассмотрим пример оценки конкурса, в котором заказчик выбрал три критерия оценки:

    Критерии оценки заявокЗначимость
    Стоимостные
    1. Цена контракта60 %
    Нестоимостные
    2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок20 %
    Показатели критерия оценки заявок
    2.1. Качество услуг, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степени его проработки80 %
    3. Квалификация участников закупки20 %
    2.2. Качество услуг, выраженное в наличии форм документов, используемых для целей оказания услуг, составляющих объект закупки20 %
    Показатели критерия оценки заявок
    3.1. Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами100 %

    После расчета каждого показателя значение умножают на соответствующий коэффициент значимости. Общую сумму баллов складывают из значений по каждому критерию.

    Пять заявок соответствовали требованиям закупки. Подробные расчеты при оценке заявок можно посмотреть в протоколе. Итог получился таким:

    УчастникЦена в рубляхБаллы за ценуКачество услуг (максимум 20)Квалификация (максимум 20)Итоговый балл
    Тех-клининг599 38032,03202072,03
    Микулич К.Л.348 88855,030055,03
    Микулич К.Л.348 88855,030055,03
    Компания Векот537 45735,720035,72
    СК Усадьба320 000600060
    СКМ-Волга446 00043,053,20,8847,13

    Здесь наибольший вес был у критерия цены, но победил поставщик, который набрал максимальное значение по нестоимостным показателям.

    Перед участием в конкурсах примерно рассчитываете, какую цену вы можете предложить, исходя из других критериев оценки. Если в них вы сильны, то можете победить даже не с самой низкой ценой контракта. Рассчитать все баллы заранее и вычислить цену не получится, потому что расчет зависит от того, что предложат другие поставщики в своих заявках.

    Специалисты ИС-Закупок помогут разобраться в критериях оценки и составить заявку на участие в конкурсе.

    Если вы не предоставите документы или не выполните условия, которые требует госкомпания для оценки заявок, то вашу заявку не отклонят. Вы получите оценку только по стоимостному параметру, но останетесь полноправным участником конкурса.

    Особенности оценки заявок по критериям «опыт участника» и «квалификация персонала» в рамках корпоративных закупок

    Критерии оценки заявок «опыт участника» и «квалификация персонала», не противоречащие Закону № 223-ФЗ и Закону № 135-ФЗ, дискриминационными не являются, к такому выводу пришли суды, признав верным вывод антимонопольного органа относительно методики оценки заявок по данным критериям.

    Участник открытого конкурса обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика, выразив несогласие с методикой оценки критериев «опыт участника» и «квалификация персонала». По мнению заявителя, отдельные положения конкурсной документации, устанавливающие критерии оценки предложений участников, необоснованно ограничивали конкуренцию и создавали преимущественное положение отдельным участникам размещения заказа.

    Решением антимонопольного органа жалоба была признана необоснованной. Арбитражные суды в удовлетворении заявления о признании решения недействительным также отказали (Постановление от 21.04.2016 № Ф03-1372/2016 по делу № А73-11117/2015 Арбитражного суда Хабаровского края).

    Так, проанализировав применяемые заказчиком при проведении конкурса показатели расчета количества баллов по спорным критериям, суды признали верным вывод антимонопольного органа об их соответствии положениям Законов №223-ФЗ и № 135-ФЗ.

    Формулируя свою позицию, судьи отметили, что, согласно положениям п.п. 9, 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

    В соответствии с п.6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора не допускается предъявлять требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. При этом требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

    Судьи приняли во внимание то, что предусмотренные конкурсной документацией критерии оценки в равной степени применялись ко всем участникам закупки и позволяли объективно сопоставить поданные заявки на предмет их соответствия требованиям, предъявленным заказчиком. На этом основании суды пришли к выводу о соблюдении заказчиком положений п.6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и о недоказанности факта наличия дискриминационных условий и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

    Документ: Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. президиумом Арбитражного суда Дальневосточного округа 29 июня 2018 г. (с изменениями, утвержденными постановлением Президиума Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 июля 2018 г. N 13), пункт 5).

    Новое в критериях оценки заявок

    С 2022 заказчики в конкурсах оценивают заявки поставщиков по-новому: критерии оценки остались прежними, но изменились их значимость и условия применения. Рассказываем про обновленные правила из ПП РФ № 2604 от 31 декабря 2021.

    Лариса Бодрова Автор статей для Контур.Торгов

    • Правила оценки
    • Что нового в оценке заявок
    • Особенности оценки по разным критериям

    Правила оценки

    Порядок рассмотрения заявок, критерии оценки и их «вес» заказчик указывает в приложении к извещению о закупке (п. 11 ч. 1. ст. 42 44-ФЗ).

    Если заказчик применяет какие-либо критерии для оценки заявки, но не указал эти критерии или их вес в извещении, это нарушение.

    Правила оценки регулирует ПП РФ № 2604, которое пришло на смену ПП № 1085 от 28 ноября 2013. Новое постановление многое унаследовало от предшественника, но есть и принципиальные изменения — рассмотрим их по порядку.

    Что нового в оценке заявок

    Группировка критериев

    Раньше критерии разделяли на стоимостные и нестоимостные. Теперь это деление упразднили. У заказчика есть четыре критерия, которые закреплены в ст. 32 44-ФЗ:

    • цена контракта, а в случае закупки неопределенного количества товаров, работ или услуг (ТРУ) — сумма цен их единиц;
    • расходы на эксплуатацию и ремонт объекта закупки;
    • характеристики объекта — качественные, функциональные, экологические;
    • квалификация участников.

    Каждый критерий, кроме цены, имеет детализирующие показатели оценки — это конкретные виды расходов, характеристик объекта закупки и квалификации поставщика.

    Например, если заказчик выбрал в качестве критерия расходы на эксплуатацию, он должен указать конкретные их виды. Один вид расходов — это один показатель оценки. Если видов расходов несколько, должна быть указана величина значимости каждого.

    Для критериев «характеристика» и «квалификация» заказчик также должен установить конкретизирующие показатели.

    Минимальный набор критериев

    В конкурсах, как мы уже отмечали, заказчик может применить четыре критерия.

    Он вправе воспользоваться всеми сразу или выборочно: минимум должно быть два критерия оценки заявки, один из которых — цена. Из правила есть исключения:

    • Если заказчик закупает ТРУ, для которых введены регулируемые цены или тарифы, то критерии «цена» и «расходы» можно не применять — оцениваются характеристики и квалификация.
    • При закупке отдельных видов ТРУ вместо критериев «цена» и «расходы» можно применить критерий «стоимость жизненного цикла». Например, в закупках новых машин и оборудования, некоторых видов медицинской техники, отдельных строительных работ.

    Величины значимости

    Значимость критериев также изменилась. Под значимостью понимают «вес» критериев, то есть их процентную долю в общей оценке. Новые величины приводятся в Приложении № 2 к ПП № 2604. Как и прежде, суммарный вес всех критериев оценки должен быть равен 100.

    Раньше при закупке большинства работ и услуг «цена» и «расходы» суммарно должны были иметь значимость не менее 60, а оставшиеся 40 приходились на нестоимостные критерии. Вес «расходов» не должен превышать вес «цены», то есть значимость могла распределяться, например, так: 40 — цена, 20 — расходы. Теперь для этих критериев установили самостоятельные предельные величины: цена должна минимально весить 60, а расходы — иметь максимальную значимость 10. Критерий «цена» стал сильнее влиять на общую оценку заявки.

    Для каждого из подкритериев (детализирующих показателей), если их больше двух, устанавливается собственная величина значимости. Сумма этих величин также должна быть равна 100.

    Иногда заказчики путают величины значимости критериев и вес детализирующих показателей. В результате общая сумма величин превышает 100 — это ошибка.

    Особенности оценки по разным критериям

    Как и прежде, заявкам присваиваются баллы по каждому критерию. Значение баллов рассчитывается по формулам из ПП № 2604. Рассмотрим особенности их начисления.

    Критерий «цена»

    Минимальный вес цены приведен в таблице. Значимость цены в конкретной закупке может быть выше этих показателей, но не ниже.

    Таблица. Значимость критерия «цена» при оценке конкурсных заявок

    Предложение с наименьшей ценой считается лучшим — ему автоматически присваивается 100 баллов. Далее баллы рассчитываются по формуле из п. 9 Положения:

    Формула расчета

    где БЦi — баллы по критерию «цена», Цi — цена, предложенная участником, а Цл — лучшая цена.

    Если подано предложение с ценой ниже нуля, применяются формулы из п. 10 Положения.

    Иногда участники, надеясь заполучить контракт, подают предложения с ценой, которая во много раз ниже реальной и значительно отличается от остальных. Такому предложению присвоят 100 баллов, а прочие заявки могут получить отрицательное количество баллов — это противоречит правилам.

    Например, участник № 1 предложил цену 120 рублей, участник № 2 — 110 рублей, а участник № 3 — 50 рублей. Третьему предложению автоматически присвоят 100 баллов. Первый и второй участники, если считать по указанной выше формуле, получат -40 и -20 соответственно. Это противоречит правилам.

    Ситуацию разъяснил Минфин в письме от 14.02.2022 № 24-01-09/10138. Так, если ценовое предложение превышает лучшее в два раза и более, то ему присваивается ноль баллов. Если таких ценовых предложений несколько, то каждое из них получает ноль баллов. В нашем примере предложения первых двух участников получат ноль баллов, а предложение третьего — 100.

    Критерий «расходы»

    Под расходами понимают затраты на эксплуатацию и ремонт, которые контрактом не предусмотрены, но могут возникнуть в процессе эксплуатации. Этот критерий применяется только при закупке товаров и работ.

    Заказчик выбирает критерий «расходы» для оценки, чтобы определить, какой из предложенных товаров потребует меньше непредвиденных расходов при эксплуатации или кто из подрядчиков сможет выполнить работы так, чтобы после их приемки возникало как можно меньше дополнительных затрат.

    Расходы — не самый популярный критерий оценки заявок. Это связано со сложностью определения его параметров. На этапе проведения закупки заказчику проблематично оценить достоверность поданных предложений. Есть риск, что недобросовестный участник предложит заведомо малые показатели расходов и получит преимущество в оценке заявки. В будущем, если затраты на эксплуатацию по факту окажутся гораздо выше, привлечь такого поставщика к ответственности не получится.

    Но если все же в закупке установлен критерий «расходы», важно знать следующее:

    • В Порядке рассмотрения и оценки заявок должен быть перечень расходов и единицы их измерения по Общероссийскому классификатору (ОКЕИ).
    • Максимальная значимость критерия и для товаров, и для работ — 10%.
    • Если расходов несколько, для каждого их вида должен быть установлен собственный вес.
    • Участник может подать предложение, содержащее только количественное значение, при этом показатель (например, стоимость расходов) не может быть нулевым или отрицательным.
    • Если участник не подал предложение о расходах, заказчик не может на этом основании отклонить заявку — он должен присвоить ноль баллов по этому критерию.

    Баллы по критерию «расходы» рассчитываются строго по формуле из п. 14 ПП № 2604. Если видов расходов несколько, нужно считать баллы по каждому из них по этой же формуле.

    Критерий «характеристики»

    Критериями оценки объекта закупки могут выступать качественные, функциональные и экологические характеристики — одна, все вместе или две в любом сочетании.

    Порядок рассмотрения и оценки заявок должен содержать детализирующие показатели этих характеристик — какие именно, закон не определяет. Значит, заказчик может установить их на свое усмотрение. Из детализирующих показателей должны быть понятны требования к объекту закупки и принцип распределения баллов при оценке этого показателя.

    Если детализирующий показатель выражен количественно, Порядок оценки должен содержать единицы измерения, а также предельное минимальное или максимальное значение, если есть необходимость их установить.

    Количественные показатели оценивают по одной из формул из п. 20 ПП № 2604. Если применить формулу невозможно, то есть нет функциональной зависимости между характеристикой и суммой баллов, оценка производится по шкале, которая должна предусматривать баллы за количественное значение конкретной характеристики или свойства объекта закупки.

    Например, когда оценивают, есть ли у объекта закупки определенная характеристика или свойство, применяют простую шкалу: если объект обладает нужной характеристикой, ему присваивают 100 баллов, если не обладает — ноль баллов.

    Не все показатели критерия «характеристика» можно выразить количественно. Если это невозможно, заказчик должен прописать в Порядке оценки перечень свойств объекта закупки, которые будет оценивать.

    Вес критерия «характеристики» в сумме с весом критерия «квалификация» для большинства товаров должен быть не более 30%, а для большинства работ и услуг — не более 40%. Если для оценки заказчик выбрал оба этих критерия, то вес между ними он может распределить на свое усмотрение.

    В отдельных случаях суммарный вес по критериям «характеристики» и «квалификация» может быть другим. Например, для работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов и коллекций — не более 60%, а для работ по созданию произведения литературы или искусства сумма может быть и 100%. Все такие случаи указаны в Приложении 2 к ПП № 2604.

    Критерий «квалификация»

    В качестве показателей квалификации заказчик может оценивать, есть ли у поставщика:

    • финансовые ресурсы;
    • оборудование и другие материальные ресурсы;
    • опыт, связанный с предметом контракта;
    • деловая репутация;
    • специалисты определенной квалификации.

    Заказчик вправе потребовать подтверждения как всех, так и некоторых из этих показателей. Они должны быть детализированы. Например, если речь о материальных ресурсах, то в Порядке оценки прописывают их перечень, а также указывают список подтверждающих документов (п п. «б» п. 27 ПП №2604).

    По подкритерию «опыт» оценивают один или несколько детализирующих показателей:

    • общая цена исполненных договоров,
    • общее количество исполненных договоров,
    • наибольшая цена одного из исполненных договоров.

    Например, по критерию «квалификация» заказчик требует от участников подтвердить опыт общей ценой исполненных договоров, а также обладание финансовыми ресурсами по трем детализирующим показателям.

    Сводная таблица

    Заказчик должен описат­ь предмет договоров, которые принимает к оценке каждого из указанных выше показателей, а также список прочих необходимых документов, например, актов приемки. Он может ввести условие об оплате неустоек по исполненным договорам. Если по предоставленным договорам есть неоплаченные неустойки, заказчик документы не примет.

    Договоры, которыми участники подтверждают опыт, должны соответствовать общим требованиям:

    • предмет договора должен быть связан с объектом закупки;
    • договор может быть исполнен с учетом правопреемства;
    • договор должен быть исполнен не ранее чем за 5 лет до даты окончания приема заявок.

    Заказчик не может ограничить период исполнения договоров меньшим сроком. Например, он не вправе принимать только документы не старше трех или четырех лет.

    При этом в ПП № 2604 не сказано, что это должны быть исключительно контракты, заключенные в рамках госзакупок. Поставщик вправе подтвердить опыт и другими соглашениями, в том числе договорами с коммерческими организациями.

    Показатель «деловая репутация» оценивается только по индексу деловой репутации. Индекс участники подтверждают сертификатом, который выдают специальные организации — центры стандартизации и экспертизы, включенные в Единый реестр органов по сертификации. Процедура сертификации добровольная: индекс позволит рассчитывать участнику на более высокие баллы, а если поставщик такой сертификат не получил, по этому критерию ему присвоят ноль баллов.

    Если заказчик хочет оценить квалификацию специалистов поставщика и устанавливает такой подкритерий, то Порядок оценки должен содержать перечень требуемых специалистов и сведения об их квалификации. Для подтверждения нужно представить трудовые книжки (или сведения о трудовой деятельности) работников и документы об их квалификации.

    Баллы по критерию «квалификация» рассчитывается по тем же правилам и формулам, которые применяются для характеристик.

    Поставщик должен прикрепить к заявке все подтверждающие документы в полном объеме и со всеми приложениями. Иначе заказчик не примет их к оценке, а заявке по этому критерию присвоят ноль баллов.

    Участие в конкурсе — сложный процесс. Мы рассмотрели основные принципы, по которым заказчики оценивают конкурсные заявки. Внимательно готовьте документы и следите за разъяснениями регулирующих органов: практика по новым изменениям только начинает формироваться.

    Лариса Бодрова Автор статей для Контур.Торгов

    Оцените статью:
    [Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий