Государственный и муниципальный долг: понятие, структура. Организация управления государственным и муниципальным долгом в Российской Федерации
Представляет собой долговые обязательства, вытекающие из заимствований и гарантий, предоставленных органами власти и органами местного самоуправления по обязательствам других лиц.
В общем виде государственный и муниципальный долг представляет собой долговые обязательства органов власти перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права, включая обязательства по предоставленным государственным и муниципальным гарантиям.
Эти обязательства возникают как результат взаимосвязей органов власти и органов местного самоуправления в части формирования фондов заимствованных средств для удовлетворения общегосударственных и местных потребностей и воспроизводственных нужд государства, населения, хозяйствующих субъектов.
Динамика государственного долга характеризуется рядом количественных параметров, отражающих те или иные процессы его движений. Составление этих долговых обязательств на определенную дату характеризует величины непогашенных долговых обязательств.
Классификация государственных и муниципальных заимствований производится по следующим признакам:
1. Экономический или по степени охвата совокупности обязательств;
3. Форма долговых обязательств;
4. Срочность долговых обязательств;
5. Рынок заимствований;
6. Тип кредитора;
7. Валюта заимствований;
8. Бюджетный или официальный признак.
Экономический или по степени охвата совокупности обязательств. Государственный долг подразделяется на:
Капитальный долг – сумма всех выпущенных долговых обязательств, непогашенных органами государственной власти и местного самоуправления, а также гарантированных ими обязательств, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Основной долг — это номинальная стоимость всех выпущенных и непогашенных органами государственной власти на данный момент времени долговых обязательств, включая гарантии по заимствованиям.
Текущий долг представляет собой предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя органами государственной власти и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
По типу заемщика. В соответствии с Бюджетным Кодексом, государственный долг делится на:
— региональный (государственный долг субъектов федерации)
— государственный долг Российской Федерации
Государственный долг РФ состоит из задолженности прошлых лет, вновь возникающих долговых обязательств и долговых обязательств СССР.
По срокам долговых обязательств:
— краткосрочные (до 2 года)
— среднесрочные (от 1 до 5 лет)
— долгосрочные (более 5 лет)
(Для муниципальных образований — до 10 лет, а для субъектов РФ и РФ – до 30 лет)
В зависимости от рынка заимствований, типа валюты и кредитора:
— валюта третьей страны
В бюджетной классификации выделяются 2 вида долгов: в отношении внутреннего долга и в отношении внешнего долга.
В составе муниципального и государственного внутреннего долга выделяются отдельные его виды по следующим признакам:
— Вид займа (целевой заем, сберегательный и т.д.).
— По видам ценных бумаг (казначейские обязательства, государственные краткосрочные обязательства, государственные казначейские векселя).
— Недофинансирование из бюджета (задолженность по АПК, переоформленная в векселя министерства Финансов; задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного фонда (резерва), переоформленные в векселя министерства Финансов; задолженность предприятиям отдельных отраслей).
— По форме долговых обязательств (БК). Выделяются в качестве самостоятельных видов внутренних долгов: кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, а также кредитные соглашения и договора, заключенные от имени субъекта РФ или муниципалитета.
Государственные внешние долги:
Кредиты, привлекаемые РФ в виде кредитов правительств иностранных государств, кредитов коммерческих банков и фирм, находящихся за рубежом. А также кредиты международных финансовых организаций, кредиты центрального банка.
Субъектами РФ привлечение кредита от правительств иностранных государств не предусмотрена.
Внешний долг в зависимости от типа заемщика делят на:
— долг правительствам иностранных государств
— долг иностранным коммерческим банкам и фирмам.
Познавательно:
Виды административных правонарушений Характеристика общего состава административного правонарушения предполагает анализ и последующую классификацию родовых составов.
Алгоритм действий при взятии мазка из зева Цель: лечебная. Показания: определяет врач. Противопоказания: определяет врач. I. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ. 1. Приготовьте: ·.
Стандартная ошибка уравнения регрессии. Оценка статистической значимости показателей корреляции, параметров уравнения регрессии. Дисперсионный анализ. Критерии Фишера и Стьюдента После того, как найдено уравнение линейной регрессии, проводится оценка, как уравнения в целом, так и отдельных его параметров.
Психологические характеристики личности Изучением личности занимались многие психологи как зарубежные.
Химические свойства основных классов неорганических соединений Кислотные оксиды 1. Кислотный оксид + вода = кислота (исключение — SiO2) SO3 + H2O = H2SO4 Cl2O7 + H2O = 2HClO4 2. Кислотный.
Государственный и муниципальный долг, его классификация
Государственный и муниципальный долг – долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по предоставленным государственным и муниципальным гарантиям. Он выражает собой результат взаимосвязей органов государственной власти и органов местного самоуправления со своими партнерами в части формирования фондов заимствованных средств для удовлетворения общегосударственных потребностей и воспроизводственных нужд субъектов хозяйствования.
Классификация может проводиться по разным признакам.
1. По экономическому признаку (степени охвата совокупности обязательств):
Капитальный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных органами власти и местного самоуправления долговых обязательств и гарантированных ими обязательств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Основной долг – номинальная стоимость всех выпущенных и непогашенных органами власти долговых обязательств и гарантированных ими заимствований других лиц.
Текущий долг – предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя органами власти, и по погашении обязательств, срок оплаты которых наступил.
2. По типу заемщика:
— Государственный долг РФ
— Государственный долг субъектов РФ
3. По срокам:
— краткосрочные (до 1 года)
— среднесрочные (свыше 1 год до 5 лет)
— долгосрочные (свыше 5 лет)
4. В зависимости от рынка заимствований (в РФ по признаку валюту, в МВФ – в зависимости от типа кредитора: резидент/нерезидент и рынка заимствований)
5. Бюджетные классификации долгов:
1) В отношении внутреннего долга – в составе государственного и муниципального внутреннего долга выделяются отдельные его виды по след.признакам:
— в зависимости от вида займов: целевой займ 1990 г., государственный внутренний займ РФ 1991 г., гос-венный сберегательный займ.
— по видам ценных бумаг: казначейские обязательства, государственные краткосрочные облигации, государственные казначейские векселя
— задолженность по финансированию отдельных отраслей и предприятий
— по источникам заимствований: н-р, задолженность по авалированным векселям Агропромбанку
— в зависимости от вида долговой деятельности: государственные гарантии, государственные гарантии, предоставленные субъектами РФ, муниципальные гарантии
— по форме долговых обязательств: кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования
2) В отношении внешнего долга и внешний активов группируются по признакам: характер государственной кредитной деятельности, субъект кредитной деятельности, тип кредитора или заемщика, форма долговых обязательств и вид займа. Выделяют:
— государственный внешний долг РФ
— внешний долг субъекта РФ
— внешний долг перед РФ (в зависимости от типа заемщика: правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм)
Кредиты разделяют на: кредиты правительств иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, кредиты международных финансовых организаций, кредиты ЦБ РФ. Гос-е внешние займы: еврооблигационные и внутренний государственный валютный заем; субъекта: государственные ценные бумаги субъектов РФ, выраженные в иностранной валюте.
Вопрос 15. Государственный долг и методы его регулирования
Понятие государственного долга. Виды государственного долга. Внешний и внутренний государственный долг России.
Формы долговых обязательств. Управление государственным долгом. Органы государственной власти, осуществляющие управление государственным долгом. Кредитно-де6нежное регулирование внутреннего государственного долга. Механизм регулирования внешнего государственного долга.
Стратегическое и оперативное управление.
Государственный долг- это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:
— кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;
— государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;
— договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
— переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;
— соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные — к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга — как совокупного долга резидентам.
Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг — это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг — это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.
По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.
По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ.
Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти). Предельный объем может быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня. Для субъекта РФ этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных средств. Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.
Управление государственным долгом — это совокупность финансовых операций государства по обеспечению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий.
Основными методами регулирования государственного долга являются реструктуризация, конверсия, пролонгация и уступка права требования.
Реструктуризация означает основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуществлено частичное списание суммы основного долга.
В отличие от реструктуризации конверсия направлена не на отсрочку платежей, а на сокращение денежного объема государственного долга.
Новация государственного долга означает прекращение обязательства соглашением сторон о замене первоначального кредитного договора другим обязательством. Новое обязательство предусматривает иной предмет или способ исполнения. Главным условием новации является сохранение субъектного состава обязательства.
Пролонгация государственного долга означает продление срока действия долгового обязательства.
Уступка права требования представляет собой замену одного кредитора другим. Данный метод регулирования государственного долга может выражаться в продаже государством своей дебиторской задолженности третьим лицам.