Деятельность органов государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль учреждения

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

проводят проверки, ревизии и обследования;

направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Вопрос 7.Система органов государственного финансового контроля (гфк) и их функции

В широком смысле ГФК — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

1) ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

2) несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

3) недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

Основная цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

ГФК предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

Субъекты органов государственного финансового контроля:

1. Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.

Согласно закону Счетная палата Российской Федерации осуществляет (основные функции):

– контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

– определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

– оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

– финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они:

– получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

– используют федеральную собственность либо управляют ею;

– имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации влечет за собой уголовную ответственность.

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические проверки и ревизии.

2. Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ (Минфин России), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление.

Прежде всего, Минфин России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций. Контрольные полномочия Минфина России распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

3. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ, находящаяся в ведении Минфина России.

проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов РФ;

проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;

осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в РФ резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ;

организация, формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

4. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) — федеральный орган исполнительной власти России, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

— контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

— контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом (в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма);

— разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам установленной сферы деятельности и др.

5. Центральный банк РФ (Банк России). Контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляется надзор за деятельностью коммерческих банков.

4. Государственный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации представляет собой совокупность действий и операций по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств. Финансовый контроль — стоимостный контроль, поэтому он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и со­провождает весь процесс движения денежных фондов, включая и ста­дию оценки финансовых результатов (эффективности). Таким обра­зом, объект финансового контроля — это денежные отношения. Фи­нансовый контроль служит формой реализации контрольной функции управления; он призван обеспечивать интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов.

Система государственного финансового контроля в Российской Федерации строится в соответствии с требованиями Лимской дек­ларации руководящих принципов финансового контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов в 1977 г. С тех пор она претерпела лишь незначительные из­менения, последние из которых были внесены в 1998 и 2004 г. Декла­рация не имеет статуса «обязательности» для членов этой организа­ции, тем не менее предполагается, что все они руководствуются ее положениями в своей работе.

Лимская декларация нацелена на обеспечение максимальной не­зависимости контрольных органов. При этом объектами контроля признаются не только получатели средств федерального бюджета, но и органы государственной власти всех уровней, государственные и муниципальные внебюджетные фонды и унитарные предприятия, а также предприятия и организации всех видов собственности, имею­щие льготы или получающие финансовую поддержку из бюджетов или внебюджетных фондов.

Государственный финансовый контроль способствует реализации финансовой политики государства, созданию условий для эффектив­ного использования бюджетных средств. В первую очередь он пре­дусматривает контроль за составлением, рассмотрением, утвержде­нием и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фон­дов, финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и других финансовых посредников, а также финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики касается лишь выполнения денежных обяза­тельств перед государством, включая уплату налогов и других обяза­тельных платежей, соблюдение законности и целесообразности при расходовании бюджетных ассигнований и использовании кредитов, выполнение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Непосредственным предметом финансового контроля являются все стоимостные показатели. К сфере финансового контроля относят­ся практически все операции, совершаемые с использованием денег. Финансовый контроль способствует:

сбалансированности между потребностью в финансовых ресур­сах и размерами денежных фондов;

обеспечению своевременности и полноты выполнения финан­совых обязательств перед государственным бюджетом;

выявлению внутренних резервов и возможностей роста финан­совых ресурсов;

обоснованности составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

эффективному использованию трудовых, материальных и фи­нансовых ресурсов государственных предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней (налоговый контроль).

Таким образом, финансовый контроль решает сложные и много­образные задачи в различных сферах экономической жизни общества. Важную роль в осуществлении эффективного финансового контро­ля играет уровень организации учета в стране (бухгалтерского, бюд­жетного, налогового). Отчетная документация — главный объект финансового контроля. Кратко охарактеризуем виды контроля, фор­мы и методы его проведения. В зависимости от субъектов, осуществ­ляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: об­щегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, обще­ственный, независимый контроль, финансовый мониторинг.

Общегосударственный контроль осуществляют органы государ­ственной власти (Президент РФ и Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Минфин России и др.). Главная цель такого контроля — обеспечение интересов государства и общества по поступлению до­ходов, обоснованность, законность, целевое и эффективное расходо­вание государственных средств.

Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные уп­равления министерств, агентств и служб. Объект контроля — деятель­ность подведомственных им предприятий, учреждений и организа­ций.

Внутрихозяйственный (внутрифирменный) контроль осуществ­ляют экономические службы предприятий и организаций. Объект контроля — внутрихозяйственная деятельность: финансовое пла­нирование, денежное хозяйство, уплата налогов и платежей, другие стороны финансово-экономической деятельности.

С развитием общества все более важное значение приобретает общественный контроль неправительственных организаций.

Финансовый мониторинг осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу, находящаяся в ведении Минфина Рос­сии. Этот федеральный орган исполнительной власти уполномочен принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) до­ходов, полученных преступным путем, и финансирования террориз­ма, а также координировать деятельность в этой сфере иных феде­ральных органов исполнительной власти.

Независимый контроль производится специальными органами — аудиторскими фирмами и службами.

По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до совер­шения финансовых операций и имеет большое значение для предуп­реждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обо­снованности финансовых норм и нормативов, программ и прогнозов, соблюдения правовых положений в процессе составления, рассмот­рения и утверждения бюджетных планов всех уровней, финансовых планов внебюджетных фондов. Контроль осуществляется на основе прогнозов макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне этот контроль проводится в процессе раз­работки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составления прогнозных балан­сов хозяйствующих субъектов.

Последующий финансовый контроль осуществляется в форме ана­лиза и ревизий финансовой и бухгалтерской отчетности по оконча­нию отчетного периода. Он предназначен для оценки результатов исполнения сметы бюджетов, финансово-хозяйственной деятельно­сти предприятий и организаций, эффективности финансовой страте­гии. Все формы контроля связаны между собой и взаимно дополня­ют друг друга.

По методам проведения финансовый контроль подразделяется на проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяй­ственной деятельности на основе бухгалтерских документов. Выяв­ляются нарушения финансовой дисциплины, намечаются меропри­ятия по их устранению.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности пред­приятий, учреждений, организаций. В ходе его проведения могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д. Обследование может проводить­ся через опрос, наблюдение, инспекцию и т.д.

Контролирующие органы проводят надзор за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансо­вой деятельности (страховую, инвестиционную, банковскую). Он предполагает проверку соблюдения правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии. К контролирующим орга­нам относится, например, Федеральная служба страхового надзора, основные функции которой заключаются в принятии решений о вы­даче лицензий или отказе в ней, аннулировании, ограничении, при­остановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий, выдаче или отзыве квалификационных аттестатов, осуществлении контро­ля за соблюдением страховыми организациями страхового законода­тельства, в том числе путем проведения проверок их деятельности.

Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, предполагает детальное изучение периодической или годовой финан­совой отчетности с целью общей оценки итогов исполнения сметы бюджетов, результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния предприятия, эффективности использования собственных и заемных средств.

Ревизия — это наиболее распространенная форма финансового контроля. Она представляет собой взаимосвязанный комплекс про­верок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреж­дений, организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Цель ревизии — установ­ление целесообразности, обоснованности, экономической эффектив­ности совершенных хозяйственных операций и соблюдения финан­совой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, выявление нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта. Различают комплексные, тематические, сплош­ные, выборочные и комбинированные ревизии.

Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны хозяйственной и финансовой деятельности проверяемого пред­приятия, учреждения, организации. Проверке подлежат сохранность, обоснованность, законность и эффективность использования материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов, качество и состояние бухгалтер­ского учета и отчетности и т.д. Для проверки специальных технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обес­печить высокое качество контроля.

Тематическая ревизия проводится по определенному вопросу деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет путем сравнительного анализа выявить типичные не­достатки или нарушения, рекомендовать (а руководству принять) меры к их устранению.

Сплошная (комплексная) ревизия предполагает проверку всех операций на определенном участке деятельности или по всему пред­приятию за весь проверяемый период.

Выборочная ревизия предполагает проверку части первичных до­кументов за определенный промежуток времени. Как правило, про­веряют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений перехо­дят к сплошной ревизии.

Комбинированная ревизия предусматривает проверку одних субъектов контроля с применением сплошного метода, других — вы­борочного, что позволяет ревизовать крупные объекты с большим документооборотом и множеством хозяйственных операций.

По материалам и выводам проведенной ревизии оформляется акт, по итогам которого разрабатываются и принимаются меры по устра­нению нарушений, возмещению материального ущерба, привлече­нию виновных лиц к ответственности.

Государственный финансовый контроль проводится органами за­конодательной и исполнительной власти всех уровней. На федераль­ном уровне по линии законодательной власти его осуществляет Фе­деральное Собрание РФ. Парламентский финансовый контроль на всех стадиях бюджетного процесса входит в компетенцию соответ­ствующих комитетов и комиссий. Постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образованным Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему, является Счетная палата РФ. Ее деятельность направлена на все субъекты хозяйствования, неза­висимо от форм собственности, ведомственной и общественной при­надлежности, органы местного самоуправления, общественные орга­низации, если они оперируют средствами федерального бюджета, ис­пользуют или управляют федеральной собственностью либо если им предоставлены налоговые, таможенные льготы или иные преферен­ции.

По результатам обследований сотрудники Счетной палаты РФ составляют представления и направляют их руководителям прове­ренных организаций для принятия мер по устранению нарушений, а в случае выявления хищения государственных средств дела переда­ются в правоохранительные органы. При выявлении нарушений да­ются обязательные для исполнения предписания. При неоднократ­ных нарушениях, по согласованию с Государственной Думой, может быть принято решение о приостановлении всех видов расчетных операций организации. При этом Счетная палата РФ не наделена правами применения к нарушителям административных мер воздей­ствия.

Важнейшим органом государственного финансового контроля по линии исполнительной власти является Минфин России, на который возложен контроль за формированием и исполнением бюджета, рас­ходованием государственных средств. Особая роль в осуществлении финансового контроля отводится находящейся в его ведении Феде­ральной службе финансово-бюджетного надзора (ФСФБН), имеющей свои территориальные органы. ФСФБН — это федеральный орган ис­полнительной власти. Его главная задача — контроль за обеспечени­ем целевого и эффективного использования бюджетных средств, го­сударственной собственности, налоговых и бюджетных льгот, предо­ставляемых государством, а также за своевременностью возврата и целевым использованием бюджетных ссуд. Проведение контрольных мероприятий ФСФБН осуществляется в соответствии с Планом кон­трольной работы, по поручениям Администрации Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных окру­гах, Совета Федерации и Государственной Думы, Аппарата Прави­тельства РФ, министерств РФ, а также в случаях обращений Счет­ной палаты РФ, Генеральной прокуратуры и правоохранительных органов РФ.

К основным функциям ФСФБН относятся:

проведение ревизий и проверок правомерности и эффективнос­ти использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом, а так­же осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федераль­ного уровня и субъектов РФ;

проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджет­ной сфере;

осуществление надзора за исполнением законодательства РФ в сфере финансово-бюджетного контроля и надзора органами финан­сового контроля федеральных органов исполнительной власти, орга­нов государственной власти субъектов РФ, органов местного само­управления;

осуществление в пределах своей компетенции контроля за со­ответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и раз­решений, а также за соблюдением ими требований актов органов ва­лютного регулирования и валютного контроля;

организация с участием агентов валютного контроля, право­охранительных, контролирующих и иных федеральных органов ис­полнительной власти проверок полноты и правильности учета и от­четности по валютным операциям, а также по операциям нерезиден­тов, осуществляемым в валюте РФ;

организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Схожие по характеру функции в сфере государственного финан­сового контроля за соблюдением действующего федерального зако­нодательства в части кассового исполнения федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов осуществляет Федеральное казначейство, находящееся в ведении Минфина России. Система Федерального казначейства состоит из Главного управления, проводящего работу по контролю за соблюдением действующего за­конодательства в части исполнения федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также территори­альных органов, которые контролируют поступление и использова­ние бюджетных средств федерального бюджета и федеральных вне­бюджетных фондов на их территории. Федеральное казначейство ежедневно информирует Минфин России о результатах работы.

Во избежание дублирования функций и действий двух самостоя­тельных федеральных служб Минфином России принято решение о том, что за органами Федерального казначейства закреплены действия по проведению предварительного финансового контроля, а за ФСФБН — последующего. На практике это разделение функций выглядит следующим образом: контроль за законностью использова­ния ассигнований и прохождением средств по счетам в банках осу­ществляют органы Федерального казначейства, а контроль за обосно­ванным и целевым расходованием данных средств субъектом хозяй­ствования — ФСФБН.

Для осуществления государственного финансового контроля за соблюдением налогового законодательства созданы органы государ­ственного налогового контроля, возглавляемые Федеральной налого­вой службой. В их задачу входит систематизация учета и ответствен­ности, а также проверка налогоплательщиков и объектов, подлежа­щих налогообложению и налоговой проверке. Федеральная таможенная служба в соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ имеет полномочия в области государственного контроля за переме­щением товаров через таможенную границу России. Кроме назван­ных, государственный финансовый контроль осуществляет и ряд других государственных органов: Банк России, Федеральное агент­ство по управлению федеральным имуществом и др.

Департаментом государственного финансового контроля Минфи­на России была проведена работа по обобщению практики, система­тизации накопленных знаний и определению основных направлений развития государственного финансового контроля в правовой сфе­ре, области методологии и методики, организации деятельности и взаимодействия всех органов государственного финансового контро­ля РФ. Отмечено, что актуальными остаются вопросы координации деятельности органов финансового контроля и уточнения перечня его объектов. Особую значимость имеет разработка единой системы учета и оценки качественных и количественных параметров эффективно­сти государственного финансового контроля и деятельности его ор­ганов.

В связи с этим в ближайшей перспективе необходимо осуществить следующие мероприятия:

доработать и утвердить проект единой концепции государ­ственного финансового контроля;

утвердить проект Федерального закона «Об основах государ­ственного финансового контроля в Российской Федерации»;

разработать порядок привлечения к административной ответ­ственности должностных лиц за нецелевое использование средств федерального бюджета;

внести изменения и дополнения в законодательные и норматив­но-правовые акты, регламентирующие осуществление последующе­го государственного контроля и взаимодействие контрольно-ревизи­онных органов Минфина России с правоохранительными органами и органами прокуратуры;

продолжить разработку программ проверок отдельных вопро­сов финансово-хозяйственной деятельности организаций и предпри­ятий, в том числе строительной отрасли, федеральных целевых про­грамм социально-экономического развития регионов и т.д.;

создать электронную сеть органов государственного финансо­вого контроля, осуществить переход на электронный документообо­рот, электронную обработку и анализ результатов контрольно-ревизионной деятельности.

В среднесрочной перспективе органам финансового контроля тре­буется существенно перестроить свою работу по мере перехода на бюджетирование, ориентированное на результат. Оно позволит дос­таточно четко определять результативность бюджетных расходов, а следовательно, даст возможность рассчитывать эффективность ис­пользования средств. В связи с этим одной из основных задач конт­рольно-ревизионных органов станет разработка методических мате­риалов по формализации контрольных процедур и оценке эффектив­ности государственных расходов по достигнутым результатам.

Реализация в комплексе всех намеченных мероприятий позволит стать государственному финансовому контролю эффективным эле­ментом процесса управления финансовыми ресурсами страны.

Контрольные вопросы и задания

Дайте определение финансовой политики.

Охарактеризуйте основные типы финансовой политики.

Какие приоритеты предусматривает бюджетная и налоговая полити­ка современной России?

Каково назначение финансового планирования?

Перечислите методы финансового планирования, применяемые в настоящее время.

Какие планы входят в систему финансовых планов государства?

Объясните, почему бюджетный план является центральным в систе­ме финансовых планов?

Определите задачи финансового прогнозирования и финансового программирования.

Назовите цели управления финансами.

Охарактеризуйте основные методы управления финансами.

Какие государственные институты участвуют в управлении финан­сами?

Перечислите основные функции Минфина России.

Назовите цели государственного финансового контроля.

Охарактеризуйте значение государственного финансового контро­ля в реализации экономической и финансовой политики государства.

Какова институциональная структура государственного контроля? Назовите задачи, решаемые каждым из осуществляющих его подразделений.

Перечислите виды и формы государственного финансового контро­ля, объясните их специфику.

Приведите обоснования основных направлений совершенствования финансового контроля.

Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового, контроля в Российской Федерации: теория и практика. М.: Дашков и К0, 2002.

Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2001.

Быстряков А.Я. Реформа государственного финансового контроля в Российской Федерации (вопросы теории и практики). М.: Изд-во РАГС, 2003.

Материалы II Конференции Ассоциации контрольно-счетных орга­нов Российской Федерации / Сост.: И.П. Никулин, Д.И. Саморуков, Н.С. Столяров. М.: ИД «Финансовый контроль», 2002.

Сумароков В.Я. Государственные финансы в системе макроэкономи­ческого регулирования. М.: Финансы и статистика, 1996.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002.

Финансовый контроль и новые информационные технологии // Материалы Международной научно-практической конференции / Ред. кол.: С.В. Степашин и др. М.: ИД «Финансовый контроль», 2002.

Финансовый контроль и управление экономикой // Материалы Все­российской научно-практической конференции Совета Федерации Феде­рального Собрания РФ, Счетной палаты РФ. М., 16 декабря 2003 г.

Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М: Финансы и статистика, 2004.

Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/ Под ред. В.К. Сен- чагова, А.И. Архипова. М.: Проспект, 2000.

Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1996.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий