Брызнули перцовым баллончиком что делать

Брызнули перцовым баллончиком, что делать?

Клиника травм глаз аэрозолями из газовых баллончиков. Диагностика

Материалом клинических исследований, проведенных на базе Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца и глазной клиники Гродненского государственного медицинского института В. Е. Хотим под руководством проф. Р. А. Гундоровой, послужили лица, обратившиеся за помощью в названные клиники в период с января 1988 г. по февраль 1995 г.— 73 человека (84 глаза).

Первые случаи ожоговой травмы аэрозолями газовых баллончиков наблюдались нами в 1988 г. Указанные травмы в этот период наблюдения составили 3,3 % от общего числа обратившихся с химическими ожогами глаз. В последующие годы количество таких поражений глаз стало нарастать практически в линейной зависимости и достигло в 1993 г. своего максимума в 11 % от всех химических ожогов глаз за год наблюдения. В последующие годы частота такой травмы несколько уменьшилась и практически стабилизировалась на уровне 8,1—8,3 % за год по отношению ко всем химическим ожогам глаз. По-видимому, мы уже пережили пик популярности таких средств самообороны и вышли на среднестатистический уровень такой травмы в 8 % от химических поражений глаз.

В процессе анализа полового состава пострадавших выяснилось, что подавляющее большинство составили мужчины — 81 %. Возраст пострадавших колебался от 15 до 64 лет. При этом основную группу составили мужчины в возрасте от 25 до 44 лет — 39 %. Любопытные данные получены при изучении профессионального состава пострадавших. Основную массу пострадавших от применения аэрозолей слезоточивых газов составили так называемые временно не работающие — 41,1 % и рабочие — 31,5 %. Студенты и учащиеся лишь в 15 % случаев становились жертвами подобной травмы. Реже всего этот вид травмы наблюдался у служащих (8,3 %) и пенсионеров (4,2 %). На наш взгляд, подобный профессиональный состав пострадавших не является случайным и относится к разряду социально-культурных проблем нашего общества.

По этой причине нас заинтересовали обстоятельства получения травмы. Они были самыми разнообразными: нападение, неосторожное обращение с баллончиком, шалости среди подростков, применение слезоточивых средств работниками правоохранительных органов, использование аэрозоля как средства разрешения семейно-бытовых конфликтов. Наибольшее число травм было получено при неизвестных обстоятельствах — 43,7 %. На втором по частоте месте были нападения — 24,6 %. Случаи ожоговой травмы глаз, вызванной применением аэрозолей работниками правоохранительных органов, занимают третье место и составляют 164 %. Примечательно, что последние две группы охватывают наиболее молодых пострадавших в возрасте от 22 до 25 лет. При этом лишь в 2 случаях подобные средства использовались для самообороны.

Для получения более полной характеристики медико-статистических особенностей таких травм была изучена ее сезонность. При этом чаще всего она встречалась осенью (40 %) и весной (27,5 %). Зимой и летом ее случаи наблюдались соответственно в 13,7 и 18,8 %. Эту сезонность можно связать с особенностями физико-химического состояния аэрозолей, которые в условиях повышенной влажности отличаются более высокой агрессивностью при взаимодействии с тканями.

В большинстве изученных случаев факт применения аэрозолей газовых баллончиков основывался на ответах больных при сборе анамнеза. В момент получения травмы большинство пострадавших отмечали появление белого облака. Спустя 1—3 с развивались острые субъективные ощущения, которые можно разделить на 3 группы:

повреждение глаз аэрозолями

I группа — наиболее часто пострадавшие (52 %) отмечали внезапную резкую жгучую боль в глазах, обильное слезотечение, сопровождавшееся чувством «внезапно наступившей слепоты». Болевой симптом был очень сильным и сопровождался чувством «пульсации и выпячивания глазных яблок из орбит»;

II группа — пострадавшие данной группы (26 %) ставили на первый план острые респираторные расстройства в виде затруднения дыхания, болей в носу, горле и за грудиной. Болевые ощущения у них сопровождались чувством общей слабости и головокружения. Затем присоединялось раздражение глаз в виде их покраснения, слезотечения и светобоязни;

III группа — пострадавшие (22 %) предъявляли жалобы на сочетание симптомов раздражения глаз и респираторных расстройств.

Примечательно, что все пострадавшие сразу после ожоговой травмы в течение 1—3 мин в порядке само- и взаимопомощи промывали глаза водой, однако в первые минуты после такого орошения боль в глазах усиливалась. Подобная симптоматика, по-видимому, связана с тем, что в процессе такого орошения водой нерастворимые в воде капли лакриматора смывались с кожных покровов век и лица, попадая в конъ-юнктивальную полость, что вызывало эффект вторичного повреждения глаз. Это необходимо учитывать при оказании лечебной помощи при таких травмах. Спустя 15—60 мин состояние пострадавших несколько улучшалось, хотя умеренное слезотечение, светобоязнь и боль в глазах продолжали их беспокоить. Описанные особенности такой динамики субъективных ощущений связаны с известным эффектом лакриматоров вызывать временную анестезию слизистых оболочек. Это объясняет и тот факт, что лишь 37 % пострадавших обратились за специализированной офтальмологической помощью в первые сутки после получения травмы.

Среди обратившихся в первые сутки у 70 % пострадавших диагностирована ожоговая травма глаз III степени и у 36,7 % — II степени. Именно тяжесть травмы и сопутствующие ей описанные выше субъективные ощущения послужили причиной раннего обращения за офтальмологической помощью. Большинство же пострадавших (53,5 %) обратились за офтальмологической помощью лишь на 2-е сутки после получения травмы аэрозолем газового баллончика, когда наступило ухудшение в состоянии в виде усиления болей в глазу, слезотечения и светобоязни. В этой группе пострадавших превалировали ожоги II степени (52,3 %). Ожоги III степени отмечены только в 11,4 % случаев. При более позднем обращении (на 3-й и 4-е сутки) в основном наблюдались ожоги глаз I и II степени. В общей структуре повреждений аэрозолями газовых баллончиков (рис.2.2) превалировали ожоги II степени — 48,8 %.

Ожоги I степени составляли 27,4 %. Для них были характерны следующие клинические признаки: умеренно выраженный отек и гиперемия кожи век, а иногда и различных участков лица; нерезко выраженные блефароспазм, слезотечение и светобоязнь; отек и гиперемия конъюнктивы век, глазного яблока и переходных складок, как правило, в нижних ее отделах. При биомикроскопии у половины больных выявлялась поверхностная эрозия роговой оболочки, не превышавшая по площади 1/4 поверхности роговицы. Отмечена гиперемия сосудов лимба. Влага передней камеры была прозрачной. Изменений радужки не было. Цилиарная чувствительность отсутствовала.

Ожоги II степени характеризовались значительной гиперемией и отеком кожи век и отдельных участков лица. Во всех случаях были выражены блефароспазм, слезотечение и светобоязнь. Конъюнктива век, глазных яблок и переходных складок была отечной с чередующимися участками гиперемии с геморрагией и ишемии. Основной зоной ее повреждения являлся нижний конъюнктавальный свод. При биомикроскопии отмечались деэпителизация роговицы в пределах 1/2 ее поверхности, полупрозрачное помутнение поверхностных отделов стромы. Характерно, что роговица повреждалась в основном в нижних ее отделах. Это связано со смещением остатков лакриматора в нижний конъюнктивальный свод при вертикальном положении пострадавших. В 3 случаях эрозии роговой оболочки имели вид многоугольников, однако оснований относить такой вид эрозий к специфическим особенностям клинической картины аэрозольных ожогов глаза нет.

При тяжелых ожогах органа зрения выявлялись резко выраженная гиперемия и отек кожи век и лица в сочетании с появлением пузырей. Биомикроскопия затруднялась из-за резко выраженного блефароспазма, слезотечения и светобоязни, поэтому осмотр производили, как правило, после инсталляции местного анестетика (1 % раствор дикаина). Для тяжелых аэрозольных ожогов были характерны обширные очаги ишемии и некроза конъюнктивы преимущественно в нижних отделах. На роговице отмечались глубокие непрозрачные помутнения по типу «матового стекла». Площадь таких помутнений во всех случаях превышала 1/2 поверхности роговицы. В области лимба отмечалась резкая ишемия сосудов на значительном протяжении. Нередко наблюдались экссудат во влаге передней камеры и резкая гиперемия сосудов радужки.

У пострадавших с I степенью ожоговой травмы отмечено благоприятное течение клинического процесса без осложнений. Длительность болевого синдрома составляла 2—4 дня. Полная эпителизация роговицы происходила в течение 3—5 дней. Явления конъюнктивита исчезали через 4—6 дней. Прозрачность роговицы полностью восстанавливалась в 81,1 % случаев. В нашем материале только у 3 больных по окончании лечения сохранялось незначительное облаковидное помутнение роговицы в нижнем отделе, выявляемое лишь при биомикроскопии.

Средняя продолжительность лечения этой группы больных в стационаре составила 4,8 ± 0,9 койкодня. К этому времени у всех больных полностью восстанавливалось зрение, бывшее до травмы.

Более тяжелое течение ожогового процесса отмечено у пострадавших со II степенью ожога. Клиническое течение осложнялось иридоциклитом (62 % случаев), язвой роговицы (27,6 %), гифемой (13,8 %), гипопионом (10,3 % случаев). При этом болевой синдром и явления иридоциклита сохранялись в течение 5—9 дней, явления конъюнктивита — в течение 8—14 дней. Эпителизация роговой оболочки продолжалась от 6 до 12 дней. Продолжительность лечения ожогов средней степени, вызванных аэрозолями газовых баллончиков, составила в среднем 12,9 ± 1,7 дня. При выписке роговица была полностью прозрачной на 62,1 % глаз, в остальных случаях имелись ее помутнения от облаковидных до частичного бельма роговицы (3 глаза). Зрение восстановилось в исходных значениях только у 58,6 % больных.

Ожоги III степени характеризовались затяжным и осложненным течением, нередко с рецидивами воспаления, глубокими трофическими изменениями тканей, некрозом конъюнктивы, поражением роговицы на всю глубину. У всех больных наблюдались токсичный иридоциклит и язва роговицы (35,7 %), гипопион (28,6 %), гифема (14,3 % случаев). Васкуляризация роговицы отмечена в 35,7 % случаев. Длительность болевого синдрома и иридоциклита составляла 10—17 дней, явления конъюнктивита купировались к 15—20-му дню. У 1/4 больных в исходе сформировалось частичное бельмо роговицы. Полное восстановление прозрачности роговицы отмечено только в 2 глазах. При выписке у всех больных имелась частичная потеря зрения травмированного глаза, лучшие результаты проверки остроты зрения не превышали 0,6. Средняя продолжительность стационарного лечения составила 17,4 ± 2,2 дня.

Сравнительный анализ данных клиники с результатами экспериментальных исследований ожогов глаз аэрозолями газовых баллончиков свидетельствует о тождественности клинической картины при экспериментальных ожогах с дистанции 0,1 м и ожогах III степени, наблюдавшихся у наших пациентов. Следовательно, ожоги органа зрения аэрозолями газовых баллончиков, протекающие по типу ожогов III степени, связаны с применением аэрозолей лакриматоров с короткой дистанции (расстояние от распылителя до объекта поражения менее 0,5 м). Такого рода поражения представляют собой серьезную угрозу для органа зрения ввиду возможности развития тяжелых осложнений и формирования анатомического дефекта различной интенсивности, часто ведущего к инвалидизации пострадавших. Этим определяется важность своевременной диагностики и адекватного лечения больных с травмой глаз аэрозолями газовых баллончиков.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Брызнули перцовым баллончиком, что делать?

Первая помощь при поражении глаз аэрозолями из газовых баллончиков. Рекомендации

Разработана методика экспресс-идентификации слезоточивого газа, вызвавшего ожоговую травму органа зрения, обеспечивающая правильный научно обоснованный подход к оказанию первой медицинской помощи таким пострадавшим. Исходя из этого нами разработана укладка для оказания первой медицинской помощи пострадавшим с поражением органа зрения аэрозолями слезоточивых газов, включающая перевязочные материалы, инструментарий, лекарственные препараты и химические реактивы для экспресс-диагностики. Эта укладка включает следующие материалы и препараты.

1. Перевязочный материал (стерильный):
• марлевые салфетки;
• наглазники;
• ватные шарики;
• бинты;
• лейкопластырь.

2. Инструментарий:
• одноразовые (10-граммовые) шприцы;
• канюли тупоконечные стерильные к этим шприцам;
• система переливания крови;
• резиновая груша вместимостью 200 мл;
• почкообразный тазик; ножницы хирургические большие;

• горелка спиртовая;
• микропипетки емкостью 1 мл с наконечниками;
• пробирки лабораторные;
• противогазы.

3. Лекарственные препараты:
1) «противоожоговая смесь» по прописи:
• изотонический раствор натрия хлорида — 500,0 мл;
• дикаин — 0,02 г;
• рибофлавин — 0,02 г;
• цитраль — 0,02 г;
• левомицетин — 0,06 г;
• гепарин (гепарин вводят в смесь непосредственно перед ее использованием) — 5000 МЕД;

2) унитиол — 5 % раствор в ампулах по 5,0 мл;
3) дикаин — 0,5 % раствор во флаконах по 10,0 мл (глазные капли);
4) атропина сульфат — 1 % раствор во флаконах по 5,0 мл (глазные капли);
5) прозерин — 0,05 % раствор в ампулах по 1,0 мл.

4. Химические реактивы:
• 1 % спиртовой раствор м-динитробензола;
• 30 % раствор едкого кали (химическая формула КОН);
• 95 % раствор спирта этилового.

поражение глаз аэрозолями из газовых баллончиков

Все перечисленные выше лекарственные препараты разрешены для клинического применения и выпускаются отечественной промышленностью, так же как и химические реактивы.

Лечебно-профилактические мероприятия при травмах органа зрения аэрозолями газовых баллончиков разделяются на следующие этапы:
1) само- и взаимопомощь;
2) первая медицинская (врачебная) помощь;
3) специализированная офтальмологическая помощь.

Помощь пострадавшему от аэрозолей лакриматоров на месте происшествия оказывают в порядке само- и взаимопомощи, а также в виде помощи, оказываемой пострадавшему представителем правоохранительных органов, к которому обратился пострадавший. Она включает:
1) немедленное устранение капель и частиц аэрозоля с поверхности кожи лица, лба, век имеющимися подручными средствами (лоскутом сухой или смоченной в воде ткани, ватным шариком, носовым платком и т. д.). В процессе удаления частиц и капель аэрозоля движения осуществляются в направлении от глаза к периферии;
2) обильное промывание пораженного глаза проточной водой в течение 20—30 мин с помощью резиновой груши, шприца, комка ваты, лоскута ткани или под струей проточной воды. Вату или ткань смачивают в воде, а затем ее отжимают над глазом;
3) троекратное прополаскивание рта и носоглотки водой.

При поступлении пострадавшего в медицинское учреждение или по прибытии на место происшествия бригады «скорой медицинской помощи» пострадавшему оказывают первую медицинскую (врачебную) помощь. Учитывая физико-химические свойства лакриматоров (растворимость в спиртах и сохранение на кожных покровах) непосредственно перед оказанием первой медицинской помощи или в процессе ее следует троекратно протереть кожу век и лица ватным тампоном, пропитанным водно-спиртовой смесью из указанной выше укладки (если она имеется в наличии).
Указанная манипуляция несет в себе двойной эффект. Во-первых, обеспечиваются профилактика поражения кожных покровов и вторичная травматизация глаз при последующем их промывании. Во-вторых, эта манипуляция может оказаться полезной для выполнения методики экспресс-диагностики характера токсичного вещества, вызвавшего травму при наличии укладки с перечисленными выше реактивами. В стационарных условиях экспресс-диагностику может выполнять медицинская сестра, так как это не требует специальных навыков и использования сложного оборудования.
Учитывая важность скорейшего оказания помощи пострадавшему, тампон, которым протирались кожные покровы, помещают в стеклянный флакон с плотно закрывающейся пробкой. На флакон наклеивают этикетку с данными пострадавшего и передают для экспресс-диагностики обученному специалисту либо врач проводит ее сам после выполнения неотложных лечебных мероприятий.

1. В конъюнктивальную полость травмированного глаза троекратно в течение 3—5 мин закапывают раствор дикаина для снятия болевого синдрома.
2. Конъюнктивальную полость и роговицу травмированного глаза орошают 500 мл «противоожоговой смеси», в которую предварительно добавляют 10 мл (2 ампулы) 5 % раствора унитиола. Орошение осуществляют струйно с помощью системы для переливания крови или резиновой груши. Оттекающую из глаза жидкость собирают в приставленный к лицу пострадавшего почкообразный тазик или другую емкость. Применение унитиола основано на особенностях биохимического механизма взаимодействия лакриматоров с белками и ферментами тканей через их сульфгидрильные группы (SH-группы). Унитиол является донатором этих групп и ослабляет токсический эффект лакриматора благодаря антидот-эффекту. Применение унитиола в чистом виде нежелательно с учетом низкого рН его ампульного раствора (рН 3,0—4,0).
3. Пораженные участки кожных покровов лица и век троекратно обрабатывают водно-спиртовой смесью.

4. В конъюнктивальную полость пораженного глаза закапывают 2 капли 1 % раствора атропина сульфата с целью профилактики увеита.
5. Пострадавшему надевают темные солнцезащитные очки. Это имеет ряд преимуществ в сравнении с повязкой. Во-первых, быстрее стабилизируется эмоциональное состояние больного, связанное с чувством кажущейся слепоты после аэрозольного ожога. Во-вторых, использование очков не создает препятствий для оттока быстро и обильно образующегося секрета из конъюнктивальной полости.

6. Спустя час после струйного промывания в конъюнктивальную полость начинают закапывать «противоожоговую смесь» с унитиолом 6—12 раз в сутки. Такая терапия способствует нейтрализации депонированного в коже лица и век активного вещества лакриматора, периодически поступающего в конъюнктивальную полость в небольших количествах. Последнее, безусловно, зависит от дозы лакриматора и определяет тяжесть клинического течения.
7. Пострадавшему дают антигистаминные препараты (димедрол, супрастин и т. п.) в терапевтической дозе.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий